Версия для слабовидящих

МДОУ «Детский сад №51 «Чебурашка»

Республика Карелия, Прионежский район, п.Чална-1

Телефон

8 953 534 99 80, 8 953 534 99 90

Эл. почта cheb51@mail.ru

МДОУ "Детский сад №51 "Чебурашка"

Собираемся в детский сад. Об адаптации

Адаптация в детском саду

В вашей семье еще нет школьников, но 1 сентября - для вас уже тоже праздник. Ведь ваш малыш впервые переступил порог детского сада! Поздравляем вас с новым этапом в жизни карапуза и предлагаем поговорить об адаптации ребенка в детском саду.

Все мамины волнения, медосмотр и прочие организационные вопросы остались позади. Весело держась за руки, вы уже шагаете в детский сад. И вот малыш потопал в группу, а ты растерянно стоишь в двери, все никак не решаясь уйти. А вдруг он заплачет? А вдруг не сможет найти общий язык с детьми? Много вопросов обуревает тебя и ты готова стоять под дверью долго, только бы знать, что с ребенком все в порядке. 
Ты даже не могла подумать, что очередной этап в жизни малыша дастся тебе так трудно...

Эмоциональный аспект

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хочется рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к маме и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот проходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с мамой, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в далнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Большинству детей благодаря заботе, помощи и поддержке со стороны родителей и воспитателей детского сада удается пройти сложный адаптационный период. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к детскому саду не прошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в 3 года - 2-3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, если ребенок заболевает, а процесс адаптации еще не завершен, то потом всё начинается с начала... Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от мамы, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут одеться, собраться на прогулку, поесть.

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка есть проблемы с адаптацией, то обязательно поговорите с воспитателем. Обсудите, попытайтесь понять в чем заключается основная трудность, с чем нужно помочь справится ребенку? Какие меры поддержки дополнительно нужно применить? Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка со стороны детского сада и семьи.

Соложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому могут быть не принятыми в группе.

Мама, успокойся!

Ты переживаешь, не находишь себе места, твое волнение передается малышу. Ведь дети очень быстро считывают информацию. Как может малыш верить маминым словам, о том, что в садике ему будет хорошо, если мама почему-то плачет? Поверь, если ты с улыбкой проводишь его в детский сад, а вечером с позитивным настроением вернешься, ему будет намного легче пережить процесс адаптации в детском саду. Не волнуйся, а мысленно себе повтори: «Мой малыш - молодец, он справится, у него все будет хорошо!»

Не так, как дома.

Любого малыша, даже того, которому родители объяснили, что его ожидает в детском саду, может постигнуть разочарование. То,что говорила мама о садике, было похоже на сказку, а тут… Стол совершенно не такой как дома, еда непривычная, и постелька не такая, и детки не делятся игрушками.… И вот уже садик ужене кажется малышу сказкой. 
Теперь твоя задача внимательно выслушать малыша, дать ему понять, что сопереживаешь ему, и объяснить, что в садике никогда не будет как дома, там все по-другому, но это не значит, что там плохо, просто надо немного привыкнуть, познакомиться с детками, подружиться с воспитателем. Предложи малышу взять с собой игрушку, которая разделит с ним и радость и горе, ведь вдвоем не так страшно, к тому же игрушкой можно меняться, чем не повод для дружбы?

Привыкаем.

Поначалу детей водят в сад на пару часов, затем - на полдня. Для малыша очень важно усвоить, что ты за ним обязательно вернешься! Крохе ничего не скажут слова «Я приду в двенадцать часов». Скажи ему: «Я приду, когда вы вернетесь с прогулки!» Так ему будет понятней. И, конечно же, постарайся обязательно сдержать слово, и что бы ни случилось - прийти вовремя. 
Первое время дети ходят в сад с удовольствием, но потом, они вдруг понимают, что детский сад – это не развлечение, это надолго. И надо туда идти, даже если не выспался. Это и станет началом нового этапа адаптации к детскому саду. Малыш может быть сильно расстроен, не соглашаясь уйти в группу. Не поддавайся на его слезы, не уводи, потому, как это может повторяться систематически. Но и оставлять его плачущим тоже не надо. Присядь с ним рядом, поговори, объясни, что тебя ждет много дел, попроси потерпеть до вечера, а потом вы пойдете кататься на пони или гулять в парке, или просто посмотрите мультик и съедите вкусный пирог. И обязательно вечером сдержи обещание. Поверь, малыш согласиться, главное найти нужные слова.
В этот период малышу очень важно чувствовать, что мама любит его по-прежнему, ведь сейчас он уже намного меньше времени проводит с тобой. Почаще говори ему о том, что любишь его, что он для тебя самый важный. Пусть малыш знает, что ты бросишь любые дела, и примчишься, если ему будет нужна помощь. Для него просто жизненно необходимо знать, что его из сада заберут, во что бы то ни стало.

Дорога домой.

И вот рабочий день подошел к концу. Ты спешишь забрать свое чадо из садика и, естественно, тебе хочется его чем-то порадовать. Многие малыши встречают маму словами: «А что ты мне принесла?» Детям нравятся ежедневные подарки-сюрпризы. Но ведь намного приятней, когда малыш ждет именно тебя, а не подарок! Возможно, вы заведете себе традицию обмениваться подарками, ну скажем, раз в неделю? Пусть и кроха что-то смастерит для тебя, или просто подарит свой самый сокровенный камушек, желудь, шишку, главное, чтоб он понимал – он дарит это маме!
По дороге домой детки, как правило, безостановочно делятся событиями прошедшего дня. Внимательно слушай рассказчика, задавай вопросы, вникай. Как же еще ты узнаешь, чем заполнена жизнь малыша в твое отсутствие?

Весело и интересно!

По мнению психологов, адаптироваться в детском саду легче тем деткам, которые умеют себя сами занять. Хорошо, если мама умеет играть с малышом весело и со смыслом. Научи его придумывать сюжет игры и потихоньку развивать его. Сначала вместе, а затем малыш и сам подхватит твою эстафету, и еще удивит тебя своей фантазией!
Очень помогает адаптироваться в детском саду умение общаться со сверстниками. Если малыш часто общался с детками на детской площадке, играл со знакомыми, братьями, сестричками – проблем, скорее всего, не возникнет. Но тебе все равно придется держать руку на пульсе. Ведь малыш еще не умеет сочувствовать, переживать, стараться понять другого, решать конфликты без ссор и драк, делиться, меняться… Все это ему еще предстоит освоить, и главный его помощник - мама! Помоги ему постичь секреты успешной жизни в коллективе.
С положительным настроем, с уверенностью в успехе вы преодолеете все трудности, которые могут возникнуть в сложном периоде адаптации к детскому саду! Успехов вам!